Недавно мне попалась на глаза интересная статья о том, как воспитывали детей во времена средних веков в Европе. https://theoryandpractice.ru/posts/8692-what-medieval-europe-did-with-its-teenagers Хотела вначале этот пост вставить на форуме в раздел о подростках, но решила сюда. Ведь в этой статье написано о том, как почти все родители Европы того времени детей, возрастом с 7-9 лет, отдавали на длительное время в различные семьи и просто так, и на работы. Родители отдавали, для того чтобы дети трудом воспитывались и сменой домашней постоянной привычной обстановки. Я помню на курсе "воспитание ребенка от 3 - до 8" лет была дана информация, что на Руси, ещё в недавнем прошлом по историческим меркам, тоже отдавали детей на время жить к чужим людям, владеющим каким-то ремеслом, для обучения на время взятого этого "приёмного" ребенка. И эта мера потом давало хороший результат. Дети лучше и быстрее обучались, живя и работая у (на) чужих людей, а не в родном доме. А в Европе, оказывается, повсеместно так делали. А может, в этой средневековой европейской традиции есть и было благо для многих и многих детей? ))))) А сейчас, в современном мире, эта традиция давно утеряна и считается чуть ли не дикостью. )))
top of page
bottom of page
Да, спасибо за ответ и за эти описанные действительные примеры из жизни! И действительно, очень жалко, что всё настолько разрушилось в России после революции ! А с другой стороны, по историческим меркам времени еще относительно недавно было.
Вы помните совершенно правильно! Действительно в курсе "Мама + малыш или воспитание от 3 до 8" мы даем такие сведения и они основаны на реальной практике прошлых поколений, которая, понятное дело, не с потолка рухнула, а была основана на наблюдениях за особенностями поведения детей этого возраста. Давно отмечено, что дети лучше учатся от чужих людей, чем от родителей, которых они считают "изведанной бухтой". У славян - наших предков - существовала практики аналогичная практике средневековой Европы с той лишь разницей, что детей обычно не отправляли так далеко. Если дети были разумны, спокойны и послушны, то они ходили в подмастерья тут же в деревне или уходили на практику в соседнюю деревню на неделю и на субботу воскресенье возвращались в родительский дом. Далеко отвозили непокладистых подростков, которые плохо учились, были неисполнительными и своевольными. Тогда отец отвозил их в город или в далекую деревню, чтобы расстояние было препятствием к возвращению. Иногда таких подростков отдавали в работы купцам, что заставляло их ездить в далекие уголки и учиться уму разуму, но при этом чтобы не было возможности вернуться без согласия родителей.
Из истории нашей семьи я знаю, что двух моих прабабушек около 13-14 лет отдали в дом к богатой тетушке, которая славилась рукоделием. Они были у нее в услужении, но главным в их пребывании в ее доме было обучение рукодельям. После такой практики они умели вышивать самой разной техникой, ткать гобелены, плести кружева, вязать на спицах и крючком, вести домашнее хозяйство, варить варенья, готовить разные блюда и т.д. Это было очень полезным обучением. При этом, поскольку эта тетушка была дальней бездетной родственницей, они находились у нее на полном довольствии и не были обижены лаской и вниманием. Однако, поскольку тетушка - это не родная мать, то всякие идеи капризничать или выпендриваться даже возникнуть не могли, не то что реализоваться! В услужении они были около 4 лет, были просватаны и с согласия тетушки, которая участвовала в их приданом, были выданы замуж по исполнении 18 лет.
Что касается мужской истории, я знаю со стороны дедушек, что их в зависимости от покладистости характера и разумности тоже отдавали в услужение. Правда, они учились в том же городе/деревне, где и жили. Стало быть, от семьи сильно далеко не отрывались. Но надо сказать, что это была практика догимназическая. Потом их отправляли учиться в гимназию в 10-12 лет и после этого у них не было возможности заниматься чем-то еще кроме учебы. После гимназии, те, кому повезло ее закончить до 1912 года, отправились в институт, который успешно закончили. Многие были офицерами или инженерами-офицерами. По этой стезе пошли и мои дяди - были военными строителями. Так что, это я знаю из собственной семейной практики.
Революция сослужила злую службу, когда многие чрезвычайно полезные традиции в воспитании и обучении детей были "до основания разрушены".
И я предполагаю, что родители, в те времена, наверно, стремились отдать в такие семьи, где родители тоже имели детей (ребенка), т. е., я думаю и даже мне хочется так думать , что хорошие родители не к бездетным людям стремились отдавать, а к имеющим родительский опыт и поэтому имеющим какие-никакие родительские чувства или когда-либо имеющие. )))